Решение Астраханского областного суда от 22.09.2015 по делу N 2-22/2015-М-54/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими некоторых положений Постановления Правительства Астраханской области от 10.06.2015 N 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28.01.2013 N 4-П">



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. по делу № 2-22/2015-М-54/2015

22 сентября 2015 года Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.
при секретаре Каримовой Л.К.,
с участием прокурора Дюйсембеевой Э.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-22/2015 по заявлению Кушбановой Р.З. об оспаривании некоторых положений Постановления Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 января 2013 года № 4-П",

установил:

Правительством Астраханской области принято Постановление от 10 июня 2015 года № 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 января 2013 года № 4-П", опубликованное в газете "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 11 июня 2015 года № 22, которым изменен ранее установленный порядок расчета размера оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, установлен порядок возврата субсидий.
Административный истец Кушбанова Р.З., являющаяся адвокатом адвокатской конторы <---> коллегии адвокатов с --- и участником государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, обратилась в Астраханский областной суд с заявлением о признании абзаца пятого подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 января 2013 года № 4-П" недействующим полностью со дня его принятия.
В судебном заседании Кушбанова Р.З. заявленное требование поддержала и дополнительно пояснила, что оспариваемый ею абзац постановления противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, статье 12 Трудового кодекса РФ, а также не соответствует части 3 статьи 16 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актов органов государственной власти Астраханской области", логически необоснованно и не обеспечивает его правильного понимания, что нарушает ее права, поскольку влечет за собой уменьшение размера оплаты за проделанную ею работу при оказании бесплатной юридической помощи.
Представитель административного ответчика - Правительства Астраханской области Бакаев Т.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и свобод граждан.
Выслушав объяснения административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области Дюйсембеевой Э.М., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Астраханский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Таким образом, настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
К подсудности Астраханского областного суда в силу пункта 1 части 2 статьи 1 и пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) отнесены административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или в части.
Статья 4 КАС РФ гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обращаясь в областной суд с заявлением, административный истец указала, что является адвокатом и участником государственной системы бесплатной юридической помощи Астраханской области, в результате применения оспариваемого нормативного правового акта непосредственно нарушены ее права, поскольку уменьшается размер выплачиваемого ей вознаграждения за оказанную ею гражданам бесплатную юридическую помощь. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права и законные интересы административного истца.
Предметом правового регулирования оспариваемого постановления Правительства Астраханской области являются общественные отношения, возникающие в связи с регулированием отдельных вопросов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам на территории Астраханской области.
На федеральном уровне данные правоотношения регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ), Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится определение размера, порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсаций их расходов на оказание такой помощи (подпункт 27 пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ закреплено, что органы государственной власти в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3).
Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации (статья 26).
Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ, а также иными актами (часть 1 статьи 3).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, названным в части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ, относятся в том числе: определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и его компетенции; определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
В части 2 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ указано, что адвокаты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном этим законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 18 этого Закона организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (части 6 и 7 статьи 18).
Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ).
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с приведенными нормами федерального законодательства аналогичное правовое регулирование осуществлено Законом Астраханской области от 2 октября 2012 года № 62/2012-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования оказания бесплатной юридической помощи в Астраханской области" (далее Закон Астраханской области от 2 октября 2012 года № 62/2012-ОЗ), согласно статье 8 которого организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Астраханской области осуществляется адвокатской палатой Астраханской области. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов на оказание такой помощи определяются нормативными правовыми актами правительства Астраханской области (пункт 7 части 1 статьи 4).
На основании части 1 статьи 26 Устава Астраханской области Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области. Правительство Астраханской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Устава Астраханской области, законов Астраханской области принимает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение (часть 1 статьи 27 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 года № 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области").
Во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ, Закона Астраханской области от 2 октября 2012 года № 62/2012-ОЗ Правительство Астраханской области издало Постановление 28 января 2013 года № 4-П "О реализации Закона Астраханской области от 2 октября 2012 года № 62/2012-ОЗ", которым министерство социального развития и труда Астраханской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Астраханской области (далее - уполномоченный орган) и утверждены: перечень исполнительных органов государственной власти Астраханской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области, Порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Порядок взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области и Положение о размере и порядке оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.
Положением о размере и порядке оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Астраханской области, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи (далее - Положение) предусмотрен расчет размера субсидии на оплату труда адвокатов с применением установленных коэффициентов к минимальному размеру оплаты труда. Окончательная сумма рассчитывается исходя из размера МРОТ на дату оказания услуг (выполнения работ) (пункт 4), а согласно пункту 11, в случае принятия решения о предоставлении субсидии министерство в течение 10 рабочих дней со дня его принятия заключает с получателями субсидии соглашение о предоставлении субсидии, форма которого утверждается правовым актом министерства. Средства субсидии перечисляются министерством получателям субсидии в сроки, указанные в рамках заключаемого соглашения о предоставлении субсидии, по мере поступления средств из бюджета Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 января 2013 года № 4-П" внесены изменения в Положение, согласно которым оплата труда адвокатов осуществляется в твердой денежной сумме, а абзац первый статьи 11 изложен в новой редакции: "11. В случае принятия решения о предоставлении субсидии министерство в течение 10 рабочих дней со дня его принятия рассчитывает размер субсидии на основании количества фактически оказанной адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам за отчетный период с учетом размеров оплаты труда, установленных пунктом 4 настоящего Положения, и заключает с получателями субсидии соглашение о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению". Постановление о внесении изменений вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Постановление опубликовано в газете "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 11 июня 2015 года № 22.
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод, что оспариваемое постановление принято Правительством Астраханской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, в том числе правила опубликования, что не оспаривается и участвующими в деле лицами.
Сравнительный анализ оспариваемого положения с федеральными нормами показал отсутствие противоречия федеральному законодательству, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и оснований для признания его недействующим не имеется.
Как следует из содержания заявления абзац пятый подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, статье 12 Трудового кодекса РФ, а также не соответствует части 3 статьи 16 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", логически необоснован и не обеспечивает его правильного понимания, что нарушает права административного истца, поскольку влечет за собой уменьшение размера оплаты за проделанную ею работу при оказании бесплатной юридической помощи.
Согласно оспариваемому абзацу пятому подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 января 2013 года № 4-П" абзац первый пункта 11 изложен в новой редакции: "11. В случае принятия решения о предоставлении субсидии министерство в течение 10 рабочих дней со дня его принятия рассчитывает размер субсидии на основании количества фактически оказанной адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам за отчетный период с учетом размеров оплаты труда, установленных пунктом 4 настоящего Положения, и заключает с получателями субсидии соглашение о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению". Указанная редакция вступила в силу по истечении 10 дней после официального опубликования постановления (пункт 3 Постановления от 10 июня 2015 года № 266-П), то есть с 21 июня 2015 года.
Довод административного истца о противоречии оспариваемой нормы положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации не подлежит проверке областным судом, поскольку в силу требований подпункта "б" пункта 1 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемой нормы статье 4 Гражданского кодекса РФ и статье 12 Трудового кодекса РФ, определяющих особенности действия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского и трудового права, во времени, а также части 3 статьи 16 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области", регулирующей порядок вступления в юридическую силу и введение в действие подзаконных нормативных правовых актов несостоятельны, поскольку оспариваемая норма не регулирует вопросы введения ее в действие и не устанавливает особенностей ее действия во времени.
Доводы административного истца о правовой неопределенности оспариваемой части Положения по существу основаны на толковании им действующего порядка его исполнения. Утверждения о неправильном применении оспариваемой части Положения министерством социального развития и труда Астраханской области подлежат проверке в ином судебном порядке и не относятся к предмету судебного контроля по настоящему делу. Указание в пункте 11 Положения расчета субсидии на основании количества фактически оказанной адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам именно за отчетный период, не свидетельствует о правовой неопределенности, так как отчетный период определен в пунктах 6 и 8 Положения, согласно которым для получения субсидии адвокаты не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) представляют необходимые документы, на основании которых получали субсидий в срок не позднее 15 числа каждого месяца формируют сводный реестр и направляют его в министерство социального развития и труда Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного оспариваемый абзац пятый подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П действующему законодательству не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 175 - 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Заявление Кушбановой Р.З. об оспаривании некоторых положений Постановления Правительства Астраханской области от 10 июня 2015 года № 266-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 28 января 2013 года № 4-П" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Астраханский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------