Решение Астраханского областного суда от 27.07.2015 по делу N 2-17/2015-М-46/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10.04.2012 N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", пункта "б" части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 10.02.2014 N 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области">



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу № 2-17/2015-М-46/2015

Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хаировой Д.Р.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
с участием прокурора О.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-17/2015 по заявлению М.А.Е. о признании недействующими отдельных положений Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" и Закона Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области",

установил:

Государственной Думой Астраханской области 29 марта 2012 года принят Закон Астраханской области № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" и опубликован 12 апреля 2012 года в официальном печатном издании "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 17.


Законом Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ, опубликованным 13 февраля 2014 года в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 7, статья 2 Закона Астраханской области № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" дополнена пунктом 7 следующего содержания: "7) дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, указанных в части 1 настоящей статьи".
М.А.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании пункта 7 части 2 Закона Астраханской области 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", устанавливающего, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, указанных в части 1 настоящей статьи.
В обоснование своих требований М.А.Е. указывает, что является матерью троих несовершеннолетних детей, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит в зарегистрированном браке с М.Р.А., который является отцом двоих несовершеннолетних детей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Старшая дочь ФИО10, 2002 года рождения биологической дочерью супруга не является. Данная семья официально признана многодетной, о чем выдано соответствующее удостоверение N. Уведомлением ГКУ "Центр социальной поддержки населения Советского района города Астрахани" от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении государственной социальной услуги - регионального семейного капитала многодетным семьям, в связи с тем, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.
По мнению заявителя, Закон Астраханской области в данной части противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года и ограничивает ее право на получение мер социальной поддержки многодетным семьям в виде регионального семейного капитала.
Заявитель просила признать недействующим пункт 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", взыскать с Думы Астраханской области судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В дополнение к заявленным требованиям заявитель также просит признать недействующим пункт "б" части 1 Закона Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" - "б) часть 2 дополнить пунктом 7 следующего содержания: "7) дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, указанных в части 1 настоящей статьи".
Заявитель М.А.Е. и ее представитель адвокат К.Ж.И. в судебном заседании заявление поддержали и просили удовлетворить.
Представители Думы Астраханской области М.Т.А., Губернатора Астраханской области Б.Т.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый Закон Астраханской области принят в пределах компетенции органов государственной власти Астраханской области, в оспариваемой части не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя.
ФИО2 Министерства социального развития и труда Астраханской области Д.М.Г. с заявленными требованиями не согласилась, просила в удовлетворении отказать.
Суд, выслушав заявителя, ее представителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора О.Н.В., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии с частью 1 статьи настоящего Федерального закона законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено:
1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
б) установить для многодетных семей:
скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков.
Реализуя предоставленные названными нормами полномочия, Государственная Дума Астраханской области приняла Закон Астраханской области № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", регулирующий в том числе отношения по установлению статуса многодетных семей и предоставлению им дополнительных мер социальной поддержки.
Данный Закон Астраханской области подписан Губернатором Астраханской области 10 апреля 2012 года и официально опубликован 12 апреля 2012 года в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 17.
В части 1 статьи 1 Закона Астраханской области № 12/2012-ОЗ раскрываются понятия многодетной семьи и членов многодетной семьи, применяемых для целей названного Закона, в соответствии с которыми право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
В соответствии с положениями части 2 названной статьи Закона Астраханской области в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются:
1) дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
2) дети, находящиеся под опекой (попечительством);
3) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
4) дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
5) дети, объявленные в установленным порядке полностью дееспособными (эмансипированными);
6) дети, являющиеся или признанные в установленном порядке дееспособными в полном объеме, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (со времени вступления в брак).
Частью 2 статьи 2 Закона Астраханской области № 12/2012-ОЗ предусмотрен ряд дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей, имеющим среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Астраханской области, в том числе право на получение регионального семейного капитала в размере 50.0 тыс. рублей при рождении третьего и последующих детей.
30 января 2014 года Государственной Думой Астраханской области принят Закон Астраханской области № 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", подписанный Губернатором Астраханской области 10 февраля 2014 года и опубликованный 13 февраля 2014 года в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 7.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 1 Закона Астраханской области № 5/2014-ОЗ часть 2 в статье 1 Закона "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" дополнена пунктом 7 следующего содержания: "7) дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, указанных в части 1 настоящей статьи".
Нормативные правовые акты, положения которых оспариваются, были приняты в пределах компетенции органов государственной власти Астраханской области и с соблюдением установленной процедуры принятия, правил введения в действие, опубликования и вступления в силу, что подтверждается Уставом Астраханской области, Законом Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области".
Анализ оспариваемых положений с федеральными нормами приводит к выводу о том, что рассматриваемое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции, в системе действующего права и не противоречит положениям федерального законодательства.
Категории семей, относящиеся к многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке, установлены законом области с учетом ряда критериев, что не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которым предоставлено право субъектам Российской Федерации для определения категории "многодетная семья".
Введенный Законом Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ пункт 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ, устанавливающий, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации полномочий по установлению категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
В соответствии со статьей 4 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" финансирование мер социальной поддержки многодетных семей, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет бюджета Астраханской области.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель предоставил законодателю субъекта Российской Федерации право самостоятельно определять категорию "многодетная семья", устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета. Иного правового регулирования вопроса определения категории многодетных семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, на федеральном уровне не предусмотрено.
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей отнесено исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, законодательный орган Астраханской области был вправе самостоятельно определить объем, виды мер социальной поддержки многодетным семьям и условия для их получения.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, проанализировав региональные и федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы социальной поддержки многодетных семей, приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" (пункт 7 части 2 статьи 1), Закона Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" (пункт "б" части 1 статьи 1) приняты законодательным органом Астраханской области в пределах своих полномочий и не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, их содержание является определенным, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя М.А.Е. о нарушении ее прав отказом органа социальной защиты в признании ее семьи многодетной, без учета обстоятельств, связанных с тем, что она и трое ее детей являются гражданами Российской Федерации, постоянно, более трех лет проживают в пределах Астраханской области, дети находятся в семье, не свидетельствуют о несоответствии оспариваемых положений Закона Астраханской области федеральному законодательству и не могут являться предметом рассмотрения в порядке нормоконтроля, что не исключает право заявителя на обращение в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Не имеют правового значения по настоящему делу доводы заявителя о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации нормам Конституции Российской Федерации, так как проверка конституционности нормативных правовых актов отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может осуществляться судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При отсутствии оснований для признания оспариваемых заявителем отдельных положений Законов Астраханской области противоречащими федеральному законодательству, нормативным правовым актам, имеющим большую силу юридическую силу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Астраханский областной суд

решил:

заявление М.А.Е. о признании недействующими пункта 7 части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", пункта "б" части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца через Астраханский областной суд.

Судья Астраханского областного суда
Д.Р.ХАИРОВА


------------------------------------------------------------------