Распоряжение Правительства Астраханской области от 03.09.2015 N 362-Пр "О концепции государственной национальной политики в Астраханской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. № 362-Пр

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", в целях укрепления единства и развития национальных культур народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, создания дополнительных гарантий прав национальных меньшинств, улучшения миграционной обстановки и профилактики национального и религиозного экстремизма и сепаратизма:
1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной национальной политики в Астраханской области.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 3 сентября 2015 г. № 362-Пр

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Концепция государственной национальной политики в Астраханской области (далее - концепция) представляет собой систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Астраханской области, определяет механизм и основные направления реализации государственной национальной политики в Астраханской области.
Основой государственной национальной политики в Астраханской области являются цели и принципы Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция учитывает национальные традиции народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, задачи комплексного развития Астраханской области, региональные особенности экономической, политической и социально-культурной жизни.
Объектом государственной национальной политики в Астраханской области является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Астраханской области.
Концепция разработана в целях обеспечения интересов Российской Федерации и Астраханской области, интересов общества и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Она направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава и иных нормативных правовых актов Астраханской области, на опыте межнационального взаимодействия жителей региона.
Концепция разработана с учетом федеральных и региональных актов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения национальной безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, политики в области образования и культуры, других актов, затрагивающих сферу государственной национальной политики, а также с учетом преемственности основных положений концепции государственной национальной политики Астраханской области 2010 года.
Реализация концепции должна способствовать:
- взаимодействию и выработке единых подходов к решению существующих и возникающих проблем в сфере межнациональных отношений исполнительными органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, политическими, общественными и религиозными объединениями;
- профилактике и противодействию идеологий экстремистской и террористической направленности, национального и религиозного сепаратизма;
- сохранению и развитию культур и языков жителей Астраханской области, укреплению духовной общности граждан России;
- обеспечению прав национальных меньшинств;
- поддержке соотечественников, проживающих на приграничных территориях иностранных государств, содействию в развитии их связей с Астраханской областью и другими регионами России.

2. Состояние межэтнических отношений
в Астраханской области

Астраханская область представляет собой приграничный регион России. Это территория с непрерывно усложняющимся этноконфессиональным составом жителей. По итогам переписи 2010 года отмечены представители 147 национальностей.
Реализация концепции государственной национальной политики в Астраханской области, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 05.07.2010 № 275-П, способствовала сохранению межнационального согласия, культуры и традиций народов России в регионе. В ходе ее реализации получила развитие система взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и структур гражданского общества.
В результате мер национальной политики, принятых и реализованных Губернатором Астраханской области и Правительством Астраханской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и структурами гражданского общества, общественными и религиозными организациями граждан, удалось не допустить ухудшения межэтнической ситуации, массовых нарушений прав граждан по языковому, религиозному или этническому признаку, предотвратить распространение сепаратистских и радикальных националистических настроений.
В Астраханской области, как и в целом в России, создавались условия для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов.
Были приняты существенные меры по поддержке развития национально-культурных общественных объединений, созданию дополнительных гарантий прав граждан и этнических общностей в сферах образования и развития национальных языков.
За прошедшие десятилетия существенно изменилось соотношение представленных в области этнических общностей. Численность ряда укорененных в регионе национальностей, таких как русские, татары, калмыки, сократилась. При этом значительно увеличилась численность лиц, этнических групп, прибывающих из регионов Северного Кавказа России и из-за рубежа.
В силу географического положения через Астраханскую область проходит один из крупнейших каналов транзита иностранных граждан в Россию. В прошедший период в Астраханскую область нарастающими темпами прибывали мигранты из государств Средней Азии и Закавказья. Вместе с ростом миграционных потоков, трудовой иммиграции проявились такие нежелательные для общества явления, как нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков. Иммиграция также привела к значительному росту нагрузки на социальную инфраструктуру региона.
Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. Активизация внутренних и трансграничных миграционных процессов, национально-культурного возрождения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, сопровождалась распространением, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", радикальной идеологии на почве религиозной и национальной нетерпимости, а также сепаратистской направленности.
В Астраханской области были отмечены попытки использовать националистический потенциал в ходе избирательных кампаний, намерения поднять настроения националистического характера с бытового на политический уровень.
В течение двух десятилетий наряду с ростом интереса и приобщения народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, к традиционным религиям наблюдался численный рост членов конфессий и деноминаций и увеличение их количества. В том числе появились и нетрадиционные конфессии для народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области. Была отмечена активность групп языческой, сектантской, антисоциальной направленности.
Сложные процессы протекают в конфессиях традиционных религий. Проявилось и углубилось разделение мусульманской общины по этническим признакам, мазхабам, религиозным идеологиям.
В Астраханской области существенно выросло количество национально-культурных общественных объединений. При этом у части активистов ряда национально-культурных общественных объединений не всегда приоритетными являются российские общегражданские ценности.
В отсутствие на протяжении многих лет системной идеологической работы и целенаправленного патриотического воспитания среди части молодых людей сформировались стремление к национально-культурной изоляции, радикальным религиозным или националистическим взглядам на мир, тенденция оторванности от лучших традиций русской культуры и общероссийских ценностей.
Возникновение новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики связано с необходимостью преодоления указанных негативных факторов.
Необходимо отметить возросшую в последние годы координацию, объем выполняемой работы исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, учреждениями культуры Астраханской области, образовательными организациями Астраханской области, общественными и религиозными объединениями граждан по решению задач государственной национальной политики в регионе, профилактике антисоциальных явлений, в частности правонарушений экстремистской и сепаратистской направленности.

3. Приоритетные направления и задачи
государственной национальной политики
в Астраханской области

3.1. Приоритетными направлениями государственной национальной политики в Астраханской области являются:
- совершенствование государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики;
- укрепление единства и духовной общности российской нации;
- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межэтнических отношений;
- обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан;
- создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Астраханской области;
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- учреждение и поддержка конкурсов, премий и иных форм общественного признания в области национальных культур;
- создание дополнительных гарантий для обеспечения прав народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, в социально-культурной сфере;
- развитие системы гражданско-патриотического воспитания молодежи;
- обеспечение условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, изучения и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- совершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с институтами гражданского общества;
- мониторинг средств массовой информации и интернет-сообщества на предмет разжигания межэтнической или межконфессиональной ненависти и вражды и профилактика проявлений экстремизма и сепаратизма на почве радикальных националистических и религиозных идей;
- развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и общественных объединений граждан на территории Астраханской области;
- содействие формированию взглядов на историческое прошлое народов Российской Федерации, населяющих Астраханскую область, как часть истории единого Российского государства.
3.2. Задачи в сфере государственной национальной политики в Астраханской области:
3.2.1. Задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики:
- объединение усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, институтов гражданского общества Астраханской области по укреплению единства российского народа, межнационального мира и согласия;
- установление ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области за состояние межнациональных отношений, а также мер стимулирования указанных лиц;
- обобщение и распространение передового опыта работы в муниципальных образованиях Астраханской области в сфере межнациональных отношений;
- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, и их удовлетворению;
- обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Астраханской области в актах государственного стратегического планирования в Астраханской области;
- совершенствование системы государственного управления и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Астраханской области;
- совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области в части, касающейся:
регулирования вопросов, связанных с обеспечением дополнительных условий укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, гармонизации межэтнических отношений, развития межэтнического и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
поддержки деятельности социально ориентированных региональных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнического сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов;
реализации полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере межэтнических отношений и государственной национальной политики;
- организационное обеспечение совершенствования деятельности органов государственной власти Астраханской области по решению задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Астраханской области;
- проведение анализа состояния нормативной правовой базы Астраханской области, муниципальных образований Астраханской области, регламентирующей вопросы гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, муниципальных планов мероприятий по реализации государственной национальной политики для обеспечения единства целей, задач и принципов государственной национальной политики;
- совершенствование организации местного самоуправления с учетом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области;
- разработка и реализация государственных и муниципальных программ, направленных на укрепление единства российской нации, обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов России (далее - государственная программа, муниципальная программа);
- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Астраханской области.
3.2.2. Задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики:
- обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва государственной гражданской службы Астраханской области и муниципальной службы Астраханской области;
- принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и организациями своей деятельности.
3.2.3. Задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межэтнических отношений:
- определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики для исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и согласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических общностей;
- формирование в общественном мнении нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия в регионе;
- совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;
- принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;
- вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
- организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
- предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межэтнической и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
- развитие государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в Астраханской области, на территории муниципальных образований; мониторинг состояния межнациональных отношений в районах дислокации воинских частей;
- реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.
3.2.4. Задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики:
- обеспечение сбалансированного, комплексного и системного развития Астраханской области, включая оптимальное использование накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации, рациональное размещение производительных сил; сокращение уровня социально-экономической дифференциации муниципальных районов; совершенствование межбюджетных отношений в целях обеспечения дополнительных условий для реализации принципов социальной справедливости и равноправия граждан, гражданского мира и согласия;
- создание благоприятных условий для экономического и социального развития региона в целях обеспечения свободы предпринимательской деятельности и социальной защиты граждан;
- формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие этнокультурных укладов жизни народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- содействие развитию народных промыслов и ремесел в целях увеличения занятости народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, в том числе на селе;
- обеспечение потребностей региональной экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития районов, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные отрасли и районы и создания рабочих мест в трудоизбыточных местностях.
3.2.5. Задачи по содействию национально-культурному развитию:
- обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на основе идей единства и дружбы народов, межэтнического согласия, российского патриотизма;
- поддержка деятельности национальных творческих коллективов, представляющих культуру народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- формирование культуры межэтнического общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- развитие межэтнических и межрегиональных культурных связей, в том числе путем заключения соответствующих межрегиональных соглашений, распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственного телевидения и радио, общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;
- развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта;
- организация посещения молодежью Астраханской области городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, путем:
формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;
совершенствование системы подготовки кадров в сфере национальных культур;
- разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, в том числе литературных переводов, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России, народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- формирование представления о единстве общероссийской культуры и истории, состоящем в многообразии национальных и локальных культур;
- формирование представлений об общем для народов России, проживающих на территории Астраханской области, историческом культурном пространстве;
- противодействие идеологии противопоставления культур и религий народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области.
3.2.6. Задачи государственной национальной политики в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на всех этапах образовательного процесса путем:
- создания благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психофизического формирования личности обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества и народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей, а также формирования высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;
- развития системы патриотического (военно-патриотического) воспитания как особой образовательной и воспитательной структуры, направленной на воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, формирование потребности в труде в социально-педагогическом пространстве образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества и народов Российской Федерации;
- создания условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- организации постоянно действующих курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- сопровождения и мониторинга изучения языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях Астраханской области;
- проведения мероприятий, направленных на обеспечение свободного, добровольного, информированного выбора модулей курса "Основы религиозных культур и светской этики" родителями обучающихся общеобразовательных организаций Астраханской области;
- реализации социальных проектов этнической направленности, проведения конкурсов, фестивалей, творческих площадок на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
- совершенствования системы обучения в образовательных организациях Астраханской области в целях сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
- введения в программы образовательных организаций Астраханской области образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
- создания в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;
- разработки комплекса мер по противостоянию попыткам внедрения радикальных и экстремистских идей, особенно в образовательных организациях среднего и высшего образования региона;
- поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
- совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;
- замены учебных пособий по языкам народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, изданных за рубежом, на учебные пособия, изданные в Российской Федерации;
- подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
3.2.7. Задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:
- создание оптимальных условий использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;
- обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- разработка и реализация мер по поддержке языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, и защите языкового многообразия;
- обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
- недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
- возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на языки народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, других народов России;
- обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, с другими субъектами Российской Федерации.
3.2.8. Задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:
- содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
- создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Астраханскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
- решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области;
- противодействие формированию на территории Астраханской области замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;
- обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- совершенствование системы мер, обеспечивающих взаимное уважительное отношение мигрантов и принимающего сообщества в культурно-бытовой сфере;
- укрепление роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе использования инфраструктуры культурных и учебных центров;
- обеспечение на основе государственно-частного партнерства участия общественных объединений и религиозных организаций в деятельности многофункциональных культурно-образовательных интеграционных центров, в которых мигранты получают юридические и бытовые услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации и Астраханской области.
3.2.9. Задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики:
- формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики, включая поддержку проектов, направленных на реализацию задач настоящей концепции;
- распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики в Астраханской области;
- организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия, в том числе, для начинающих журналистов;
- выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Астраханской области;
- осуществление территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Астраханской области, а также содействие мерам повышения квалификации журналистов в этой сфере;
- использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межэтнической или межконфессиональной ненависти либо вражды;
- содействие подготовке и переподготовке журналистов в сфере освещения государственной национальной политики Астраханской области в средствах массовой информации.
3.2.10. Задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Астраханской области:
- участие Общественной палаты Астраханской области в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики в Астраханской области;
- усиление роли Общественной палаты Астраханской области, общественных консультативных органов муниципальных образований Астраханской области в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных общественных объединений как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве;
- усиление общественного контроля деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по реализации государственной национальной политики в Астраханской области;
- обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Астраханской области;
- обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межэтнических отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
- вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межэтнической нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
- развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики в Астраханской области;
- использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межэтнических отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды.
3.2.11. Задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики в Астраханской области:
- содействие формированию положительного имиджа Астраханской области за рубежом как субъекта Российской Федерации, где гарантируется удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межэтнических отношений;
- содействие популяризации и распространению за рубежом русского языка и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, способствующих формированию позитивного имиджа России и Астраханской области за рубежом;
- привлечение национально-культурных обществ, действующих в Астраханской области, к взаимодействию с партнерами из-за рубежа в рамках международного и внешнеэкономического сотрудничества Астраханской области;
- использование механизма приграничного сотрудничества в целях создания условий для этнокультурного развития населения и социально-экономического сотрудничества Астраханской области с партнерами из Республики Казахстан;
- оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с учреждениями культуры Астраханской области, образовательными организациями Астраханской области и национально-культурными общественными объединениями в Астраханской области.

4. Механизмы реализации государственной
национальной политики в Астраханской области

Эффективность реализации государственной национальной политики в Астраханской области обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер.
Реализация настоящей концепции осуществляется Правительством Астраханской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
Правительство Астраханской области утверждает план мероприятий по реализации настоящей концепции (далее - план мероприятий).
Координатором деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области по исполнению плана мероприятий является администрация Губернатора Астраханской области.
Основным инструментом реализации настоящей концепции является план мероприятий и государственные программы. На муниципальном уровне инструментом реализации настоящей концепции могут стать муниципальные планы мероприятий и муниципальные программы.
Вопросы реализации государственной национальной политики могут оперативно рассматриваться на заседаниях рабочей группы при вице-губернаторе - председателе Правительства Астраханской области и экспертного совета при руководителе администрации Губернатора Астраханской области с участием представителей Общественной палаты Астраханской области, совещательных и консультативных органов при Губернаторе Астраханской области, экспертов.
Реализация концепции может осуществляться также путем заключения межрегиональных соглашений, принятия нормативных правовых актов Астраханской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
В ходе реализации настоящей концепции этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области вправе вносить Губернатору Астраханской области предложения по реализации концепции.
Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей концепции в Астраханской области может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, государственных научных организаций.
Правительство Астраханской области утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по реализации задач государственной национальной политики в Астраханской области.
Администрация Губернатора Астраханской области представляет Губернатору и Правительству Астраханской области ежегодный доклад о реализации концепции, составленный с учетом докладов глав муниципальных районов и городских округов Астраханской области.
Корректировка настоящей концепции осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межэтнических отношений в Астраханской области и отдельных муниципальных образованиях.


------------------------------------------------------------------